Вопросы и ответы

ВЕРСИЯ САЙТА ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 

Телефон Всероссийской круглосуточной горячей линии социально-психологической помощи для онкологических больных и их родственников 8-800-100-01-91

 

Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями. Участвовать в голосовании

 Министерство здравоохранения Республики Коми

 Электронное правительство ГОСУСЛУГИ

 

Яндекс.Погода

 

 

 

 

 

Педагогическая копилка консультации для родителей и педагогов.  Здесь представлены материалы из опыта работы педагогов нашего учреждения.

Логопед Фомина В.И. Консультация для родителей Развитие речи детей младшего возраста в играх с песком 2019 год

2019 год

Консультация для родителей

Развитие речи детей младшего возраста в играх с песком

Логопед Фомина Валентина Ивановна

Речь ребенка во многом зависит от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук, так как пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. При рисовании песком используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему, идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент картины рисуется определенным пальчиком определенной руки. В процессе рисования песком задействуется вся кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система.

Когда ребенок работает с песком, о нем можно многое узнать. Понаблюдайте за ребенком, когда он играет с песком: малыш сосредоточенно копает лопаткой песок, насыпает его в формочку или ведерко, постукивает по песочку… В это время он что-то говорит. Прислушайтесь. Поддержите его разговор, задайте ему вопросы: «Что ты насыпал?», «Какой песок?», «Что ты делаешь?» и т.д. Спрашивая малыша о его действиях и комментируя их, вы пополняете лексический запас ребенка, обогащая его словарь всеми частями речи. И все это происходит в непринужденной остановке. Предложите ребенку поиграть с песком в следующие игры:

- «Широкая дорога»: скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.).

- «Узкая тропинка»: выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро.

- «След на дороге»: оставить отпечаток ладони на проложенной дороге.

- «Узоры»: отпечатки ладоней, кулачков, ребрами ладоней причудливые всевозможные узоры на поверхности песка.

- «Разные следы»: «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочередно (сначала только указательным, затем – средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками).

- Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может создать «Загадочные следы».

- «Пальчики играют»: «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы рук, совершая мягкие движения вверх – вниз.  

Вместе с развитием  мелкой моторики можно дети учатся  проговаривать свои действия, что в свою очередь способствует развитию речи.

Игры с песком вызывают положительные эмоции, учат детей играть в песочнице рядом с другими детьми, делиться игрушками. 

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому взрослые могут использовать песочницу как для занятий с ребенком, так и как способ общения с малышом в непринужденной обстановке.

                                                                               

Суслова Е.Н. Рекомендации родителям Почему важно готовить вместе с детьми

ПОЧЕМУ ВАЖНО ГОТОВИТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ

Воспитатель Суслова Екатерина Николаевна

Восприятие, мышление, моторика

Апельсин круглый, тесто упругое, изюм сладкий. Для маленького человечка крайне важно чувственное познание мира. И чем больше каналов восприятия задействовано, тем лучше. На кухне ребёнок видит множество предметов разных цветов и форм, слышит их названия и запоминает, какие они на ощупь и вкус. Это обогащает внутренний мир не хуже специальных развивающих игр.

Взрослея, дети начинают понимать: чтобы испечь печенье, мало всё сложить в одну миску. Наблюдая за матерью, ребёнок начинает мыслить логически. Хочешь получить определённый результат? Выполняй такую-то последовательность действий.

В процессе готовки дети учатся держать и передавать различные предметы: ложку, сито и так далее. С каждым разом они всё увереннее обращаются с кухонной утварью и выполняют задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Что можно доверить юному повару? Очень многое!

2–4 года: ребёнок с удовольствием будет лепить из песочного теста, формочками вырезать из него фигурки, ведь он уже отлично отточил этот навык в песочнице возле дома, и, конечно же, посыпать всё золотым сахаром или нежными сахарными сердечками.

 

Воспитатель Васильева С. Н. Консультация для педагогов ФЭМП в различных видах детской деятельности

Консультация для педагогов «ФЭМП в различных видах детской деятельности»

Воспитатель Васильева Светлана Николаевна

 

Цель: Повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений.

В дошкольных учреждениях формирование элементарных математических представлений должно осуществляться так, чтобы дети видели, что математика существует не сама по себе, что математические понятия отражают связи и отношения, свойственные предметам окружающего мира. На практике условия для применения у дошкольников математических знаний существует в различных видах деятельности – в изобразительной, музыкальной, двигательной, трудовой, познавательной.

ЛЕПКА

На занятиях по лепке мы обращаем внимание на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина, какого размера скатать шар, длинную или короткую колбаску, толстую или тонкую. Объеденяя части в предмет, дети могут сосчитать из скольких частей он состоит.

АППЛИКАЦИЯ

Во время аппликации дети повторяют геометрические фигуры, учатся правильно их располагать на листе бумаги. Например, клея дом, дети берут квадрат, называют его, а потом сверху приклеивают треугольник-крышу, на крышу маленький прямоугольник-труба. В конце работы дети считают из скольких  частей состоит дом (из трех) и снова называют их. Также во время аппликации закрепляется цвет.

РИСОВАНИЕ

На занятиях по изобразительной деятельности часто необходимо определить каких деталей много, а каких одна. Например, у дерева один ствол и много веточек, у цветка одна серединка-круг и много лепестков-овалов.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

Конструирование имеет большие возможности для формирования и расширения элементарных математических представлений. Т.С. Будько утверждает, что в процессе строительства различных конструкций, конструирования из бумаги, картона, из природного материала, из готовых форм, при формулировании заданий и анализе детских работ необходимо обращать внимание детей на математические отношения, а именно:

- предлагать группировать детали, обращать внимание на их количество.

- обращать внимание на отличие деталей по форме, побуждать детей правильно называть формы деталей, обращать внимание на характерные признаки геометрических фигур.

- обращать внимание на отличие построек по величине. Учить детей употреблять в речи правильные определения: высокая-низкая,….Необходимо предлагать детям сравнивать постройки разными способами: приложением, наложением, с помощью условной мерки и глазомера.

- обращать внимание на пространственные отношения между деталями.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Формирование математических представлений непосредственно связано с развитием речи, где основной задачей является развитие математического словаря у детей: «Столько-сколько», «Один-много-ни одного», «Поровну», «Больше-меньше». На занятиях дети не только учатся распознавать величину предметов, но и правильно отражать свои представления: «шире-уже», «выше-ниже», осваивать существительные, обозначающие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, а также временные обозначения: утро, день, вечер, ночь, сегодня, завтра,…

Развивая навыки использования обобщающих слов, можно закреплять навыки группировки предметов, количественного и порядкового счета. Обучая детей делить слова на слоги, хлопая в ладоши, можно сосчитать сколько слогов в слове, т.е. сколько раз ты прохлопал.

ФИЗКУЛЬТУРА

Интеграция умственной и физической нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием.  При выполнении различных упражнений, можно формировать количественные представления («Присядь два раза», «Прыгни три раза», «Займи домик определенного цвета или формы»). Поэтому, предлагая детям различные упражнения, следует не только давать им физическую нагрузку, но и обращать внимание на математические отношения. Также практикуется использование различных считалочек, в которых есть порядковый и количественный счет. Присутствуют и подвижные игры математического содержания: «Попади в круг», «Цветные автомобили», «Найди себе пару», «Кто забросит больше мячей в корзину», «Сделай фигуру».

Большая работа ведется по ориентировке в пространстве, а также относительно своего тела (левая и правая рука, нога). Все эти математические понятия вкрапляются в непосредственную образовательную деятельность детей, в игры на прогулке и дети не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Художественная литература способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, способствует формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий: «Колобок» - познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» - помогут также запомнить порядковый и количественный счет, с помощью сказки «Три медведя» легко усвоить понятие о размере.

На МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ используются музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, которые способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и низким. Музыкальные подвижные игры способствуют закреплению знания цвета и формы предмета, а также закрепляется навык ориентировки в пространстве: игра «Найди свой домик», «Веселый круг», «Буги-вуги», «Мы пойдем сначала вправо 1,2,3».

Освоение математических представлений продолжается и в повседневной жизни. Во время дежурства дети называют какое количество посуды надо поставить на столы. Во время прогулок мы с детьми называем сегодняшний день, месяц, время года, рассматриваем объекты живой и неживой природы, называя их форму, цвет, размер: Найди самое высокое или низкое растение на участке.

Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельности ребенка, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие и воспитательные задачи.

Развитие речи, окружающий мир, рисование, музыка, математика… Опять математика! Ведь «математика всегда остается для детей трудной работой». Так утверждал почти полтора века назад русский публицист, литературный критик Д. И. Писарев. Изменилось ли восприятие математики с тех пор? Не очень. Математика продолжает оставаться наиболее трудным учебным предметом в школе. А наши дошколята не должны узнать, что математика трудная дисциплина. Наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.

Воспитатель Пономарева Т.Н. Консультация для родителей Значение рисования в жизни ребенка с ОВЗ

ЗНАЧЕНИЕ РИСОВАНИЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОВЗ

 Воспитатель Пономарева Татьяна Николаевна

     В последние годы изобразительная деятельность (рисование) все больше включается в коррекционно-развивающий педагогический процесс и дает положительные результаты. Она как часть искусства входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста.

           Что такое рисование для ребенка с ОВЗ? Оно предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка, для развития психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования), мелкой моторики руки, речи. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

            Еще Аристотель отмечал: «Занятия рисованием способствует разностороннему развитию ребенка.» Эти занятия  создают основу для полноценного содержательного общения между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

          Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет свою фантазию. И нам взрослым следует помнить, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Поэтому  нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к рисованию. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Добиться наиболее эффективных результатов в работе с детьми с ОВЗ позволяет использование нетрадиционных техник рисования. Использование этих техник удовлетворит любопытство ребенка, поможет преодолеть боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям с ОВЗ ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат такого рисования обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей ребенка. Нетрадиционные техники рисования достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить кляксы на бумаге и получать забавный рисунок? Рисование нетрадиционными техниками не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени рисования.

         Хочется отметить, что без внимания и поощрения со стороны взрослых дети очень быстро утрачивают интерес к действиям с изобразительными материалами. А это значит, что не будет реализовано их возрастное стремление к самостоятельности, активности, направленное на познание окружающего мира. А от степени элементарной подготовленности детей в изобразительной деятельности зависит своевременное начало развития их творчества на следующих возрастных этапах.

 

Воспитатель Пронина Е.В. Консультация для педагогов Самообслуживание в жизни ребенка 2 младшей группы

Консультация для педагогов

«Самообслуживание в жизни ребенка 2 младшей группы»

Подготовила воспитатель: Пронина Екатерина Владимировна

Цель: освежить знания воспитателей по теме «Самообслуживание в жизни ребенка 2 младшей группы»

Основная часть:

Формирование у детей дошкольного возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания. Умывание, одевание и т. д. могут только условно рассматриваться в содержании трудового воспитания, однако большое воспитательное значение и жизненная необходимость навыков, приобретаемых детьми в процессе самообслуживания, выдвигают его как один из важных видов труда.

При правильно организованном педагогическом процессе повседневность труда по самообслуживанию создает в сравнении со всеми другими видами труда наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок активно усваивал нужные навыки, приобретал практический опыт самостоятельности в поведении. Это служит одной из причин использования данного вида труда в большей мере в младших группах детского сада.

На какие основные блоки делится труд по самообслуживанию в младшей группе?

Рассмотрим основные блоки и задачи, которые стоят перед воспитателем

В первую очередь самообслуживание  - это труд, направленный на начальных этапах на самого себя и включает в себя 3 блока культурно-гигиенических навыков, таких как:

  1. Санитарно-гигиенические процедуры (умывание, горшок, умение пользоваться туалетными принадлежностями по назначению)
  • Учить мыть лицо, руки, уши;
  • Учить закатывать рукава по необходимости;
  • Учить насухо вытираться полотенцем, аккуратно вешать его на свой крючок, учить пользоваться расческой.
  1. Прием пищи:
  • Учить правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
  • Не разговаривать с полным ртом, не крошить хлеб;
  • Учить благодарить после приёма пиши;
  • Учить пользоваться только своими приборами.
  1. Одевание\раздевание:
  • Учить самостоятельно раздеваться, последовательно снимать и одевать одежду;
  • Учить аккуратно складывать\вешать одежду на стул(в шкаф);
  • Учить самостоятельно справляться с различными видами затёжек (пуговицы, молнии, заклёпки, крючки, липучки, ремешки т.д.)
  • Учить просить помощи (по необходимости);

Следует помнить, что каждый ребенок — индивидуальность, и развитие всех навыков у каждого происходит по-своему и в свое время. Но есть приблизительные возрастные ориентиры появления тех или иных умений и навыков.

Следует добавить, что эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психо-физических возможностей. К ним относятся:

- общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);

- мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);

- зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);

- мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т.е. подражать действиям взрослых).

Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них.

Итак, для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.

Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать для развития мелкой моторики детей:

  • Предложите ребёнку переложить из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой (каждую отдельно), затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную), потом с помощью пинцета.
  • Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках.
  • Давайте ему проталкивать предметы в отверстия (например, монеты в копилку), нанизывать предметы на шнурок (например, бусы из крупных макарон с отверстиями для мамы или бабушки), переливать воду пипеткой или спринцовкой (например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство), пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной, создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому, ловить мыло в воде.
  • Поиграйте с малышом в сюжетные игры «Кукла Маша идёт в магазин» (используйте кошельки и сумки с различными типами застёжек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках), «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками), «Зайчик просыпается, зайчик умывается» (одеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).

Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше. В процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным. После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие. Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас. Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну» вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много» и т. д.

Любое действие можно разделить на маленькие поддействия, выполняемые в определённом порядке. Обучая ребёнка новому навыку, составьте алгоритм и действуйте каждый раз согласно ему. Так например, процесс одевания штанишек может выглядеть так:

Сядь на стульчик

Возьми штанишки обеими руками за поясок

Подними одну ножку и вдень её в одну штанину

Поставь ножку на пол

Подними вторую ножку и вдень её в другую штанину

Встань и подтяни штанишки наверх обеими руками

На каждое поддействие можно зарисовать схематичные мнемотаблицы, которые можно показывать малышу во время выполнения действия для облегчения запоминания последовательности его выполнения.

Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от личного примера окружающих в чистоте и опрятности, т. к. именно пример авторитетных взрослых является главным для малыша.

Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение.

Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!» и др.

После года ребенок, как правило, уже может осуществить отдельные простые действия: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки.

Одним из этих действий ребенок обучается сам, подражая действиям взрослых. Другие формируются с помощью взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки. Также важно учить ребенка контролировать и оценивать свои действия.

Детей 2-3 года жизни важно научить самостоятельно принимать пищу, умываться, одеваться и раздеваться. С этой целью восптитаели обучают совершать действия в определенной последовательности, показывая, как это делается, и сопровождая каждое свое действие комментарием.

Формирование навыков самообслуживания происходит постепенно. К примеру, при обучении умыванию ребенку сначала показывают и объясняют самые простые действия (сначала действия выполняются с помощью взрослого): смочить руки, потереть ладони и тыльную часть рук. После усвоения этого требования усложняются и далее, к примеру, обучают заворачивать рукава. После овладения ребенком этим навыком родители предъявляют более высокие требования к качеству умывания.

Для малышей важно слышать, как они справились с заданием, и в этом отношении нужно отметить что-нибудь положительное.

Детям 3-го года жизни сложно дается одевание и раздевание, на обучении которым уходит много времени. При обучении нужно соблюдать определенную последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду.

Закрепления навыка самообслуживания наиболее эффективно проходит в совместной деятельности со взрослым при ласковом, заботливом и доброжелательном отношении к ребенку.

Для ознакомления ребенка с требованиями по самообслуживанию используют наблюдения за поведением взрослых и детей, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произведений, просмотры кукольных спектаклей и др.

Заключительная часть:

Таким образом, формирование навыков самообслуживания ребенка 1-3 года жизни заключается в постепенном приучении к самостоятельности.

Главное — поощрять ребенка. Что бы ребенок ни делал, успешно или не очень, хвалите его, говорите, как вы им гордитесь. Не торопитесь помогать ему, важно, чтобы ребенок научился сам справляться со всем (но и не торопите ребенка, если он еще не готов).

 

Воспитатель Белова Е.В. Консультация для родителей Значение фольклора в развитии речи детей 2-3 лет

Значение фольклора в развитии речи детей 2-3 лет

Воспитатель Белова Елена Валерьевна

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет огромную роль в жизни каждого народа.

С помощью детского фольклора взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость и оказывают на них своё воспитательное воздействие.

Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия («Ой, лю- ли»)

Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку: «Баю-баю, спи дружок»

Особую значимость устное народное творчество приобретает в первые дни жизни малыша и вдошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью:

                                                                                  Кто у нас хороший?

                                                                                  Кто у нас пригожий?

                                                                                  Ванечка – хороший!

                                                                                  Ванечка – пригожий!

 Ах, кокля-мокля,                                                     

Глазоньки промокли.

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития

речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной

деятельности и речевой активности.

Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать.

 «Баю-баю, заиньки»

Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Захотели баиньки,

Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости.

Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. 

В фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями.

Также, приучая детей ухаживать за собой можно с помощью потешки, как:

Водичка-водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок

Удачно подобранные пару слов помогут детям хорошо кушать:

            Умница, Катенька, 

            Ешь кашку сладеньку,

            Вкусную, пушистую,

            Мягкую, душистую.

            Рита, Рита, карапуз, 

            Съела бабушкин арбуз

            Бабушка ругается, а Рита отпирается 

Чтобы помочь деткам научиться самостоятельно собираться на прогулку. В первый раз это трудно, но с потешкой веселее:

            Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошки:
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.
Вот так хорошо.

С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.

                        Скок-поскок! 
            Молодой дроздок 
            По водичку пошёл, 
            Молодичку нашёл. 
            Молодиченька 
            Невеличенька - 
            Сама с вершок, 
            Голова с горшок. 
            Молодичка-молода 
            Поехала по дрова, 
            Зацепилась за пенёк, 
            Простояла весь денёк.

Ходит зайка по саду, по саду,
Щиплет зайка лебеду, лебеду.
Закатилось солнышко, солнышко,
Стало зайке холодно, холодно.

Логопед Фомина В.И. Советы логопеда родителям Как помочь ребенку заговорить 2020 год

2020 год

Советы логопеда родителям

«Как помочь ребенку заговорить»

Логопед Фомина Валентина Ивановна

 

  1. Поощряйте ребенка всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!

Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.

Если Вы слишком усердно жестикулируете, то кроха начинает реагировать не на слова, а на жесты.

Ваши мимика и жесты должны быть выразительными, но не избыточными.

 

  1. Используйте короткие, простые и понятные слова! Не говорите слишком быстро!

Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы. Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые фразы и вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?» Давайте ребенку только одноступенчатые инструкции и ждите, когда он их выполнит: «Иди сюда. Давай мыть руки. Возьми мыло. Намыль руки. Молодец!»

Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам! Используйте только короткие предложения: «Это мишка. Мишка большой. Вот какой! У мишки лапы. Вот. У мишки голова. Вот. У мишки живот. Вот».

Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит,

но не понимает их.

Если Вы говорите быстро, нечетко, сюсюкаете с малышом, искажаете

произношение многих слов, подражая ему, даете крохе многоступенчатые инструкции, вы усложняете понимание речи ребенком, задерживаете его речевое развитие.

 

  1. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!

«Сейчас мы наденем ботиночки. А теперь куртку. Вот шапка. Мы пойдём гулять». «Я достану тарелку. Вот  ложка. Мы будем есть суп».

 

4.Провоцируйте речь ребенка!

Чтобы постоянно провоцировалась речь ребенка. Например, чтобы получить что-то, ребенок должен выразить просьбу словами. Если он не хочет, сделайте вид, что вы не понимаете, что он у вас просит.  Дайте ему образец: «Ты хочешь пить? Скажи: «пить»!».

Если ребенок произносит слово неправильно, похвалите его, но

произнесите слов так, как следует. Малыш произнес впервые: «Асина!» Скажите: «Умница! Машина! Это машина!»

 

  1. Научите ребенка жевать!

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и

плохо едят. Как правило, для них проблема съесть яблоко или морковь, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, что, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.

Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

 

  1. Читайте ребёнку книги!

Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. 
Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

 

  1. Ограничивайте просмотр телевизора!

Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.

Если в комнате, где находится ребенок, постоянно работает телевизор, малыш привыкает относиться к речи как к фоновому шуму и не пытается понять то, о чем говорят. Такая же ситуация создается, когда взрослые постоянно и шумно общаются при ребенке.

 

  1. Чаще включайте музыку и песенки для малышей!

Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка.
Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо - моторная координация. Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.

 

  1. Поощряйте двигательную активность ребёнка!

Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.

 

  1. Развивайте мелкую моторику!

О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!

Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно

больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам или родителям. Для развития мелкой моторики очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.
Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольцах ножниц будут пальцы взрослого вместе с детскими пальчиками вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

 

  1. Исключите любые чрезмерные требования!

Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми. Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.

Воспитатель Саблина М.Е. Консультация для педагогов Развитие мелкой моторики рук детей с помощью различных методов и средств

 Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук детей с  помощью  различных методов и средств».

Воспитатель- Саблина Мария Евгеньевна

    Тема консультации : Развитие мелкой моторики рук детей с помощью различных методов и средств».

Цель: развитие мелкой моторики у детей с помощью различных игровых упражнений.

       Задачи:

- формировать координацию движений пальцев и кистей рук;

- способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга;

- развивать память и связную речь;

- обогащать словарный запас;

-улучшать произношение звуков;

-способствовать развитию творческих способностей.

       Для развития мелкой моторики рук и координации движений используются разные методы и средства работы.

  Методы развития мелкой моторики:

*ТРАДИЦИОННЫЕ: а) самомассаж кистей и пальцев рук; б) игры с пальчиками; в) графические упражнения; г) изобразительная деятельность; д) предметная деятельность; е) игры на развитие тактильного восприятия.

* НЕТРАДИЦИОННЫЕ: а) нетрадиционная художественная техника; теневой и пальчиковый театр; в) рефлексотерапия (Су-Джок терапия, пескотерапия).

Средства развития мелкой моторики:

  1. Пальчиковые игры.
  2. Упражнения с мячами.
  3. Завязывание лент, тесьмы, шнурков, узелков на верёвке.
  4. Игры с мозаикой, конструктором.
  5. Игры с бумагой.
  6. Нанизывание бус, пуговиц.
  7. Игры с песком
  8. Игры с разными крупами.
  9. Массаж кистей рук и пальцев.Массажоры.
  10. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
  11. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т.д.
  12. Рисование.
  13. Аппликация.
  14. Нанизывание пирамидки, собирание матрёшки.
  15. Лепка из глины и пластилина.
  16. Изготовление поделок из природного материала.
  17. Игры с карандашами, счётными палочками.
  18. Всасывание пипеткой воды.
  19. Сматывание шерстяной пряжи в клубки.
  20. Игры с водой.

     Практические мероприятия по развитию мелкой моторики, включающие в себя игровые упражнения, т.к. игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Значение мелкой моторики рук очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, т.к. центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно  поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребёнком развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на развитие мелкой моторики тренируют память, воображение, координацию и развивают творческие способности.

        Когда начинать заниматься? Практически с самого рождения! Уже у новорождённых малюток взрослые трогают пальчики, ладошки, а массаж этих зон и есть активная тренировка мелкой моторики. Поглаживая кисти рук ребёнка, перебирая пальчики, вы уже стимулируете важнейшие мозговые отделы, а также и соседние зоны.

Мелкая моторика развивается игрой. Сначала малыш учится хлопать в ладоши, сжимать-разжимать пальчики руки, осваивает « Сороку-Белобоку», « Ладушки» и « Козу рогатую» - всё это неспроста. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. В ходе   «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Такие игры формируют добрые отношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

 

 

     Процесс развития мелкой моторики происходит естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека. Развитие моторики проходит сложный путь, начиная с хватания предмета ладошкой целиком, затем совершенствуется в процессе перекладывания предмета из руки в руку, а уже к двум годам ребёнок может не только правильно держать ложку и кисточку, но и рисовать.

      Тренируют руку кубики и сбор пирамидки или матрёшки, вкладышей. Дети постарше с удовольствием рисуют, лепят из теста или пластилина, конструируют.

ЗАЧЕМ НУЖНО РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ ?

Польза очевидна:

- точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию;

-  близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у деток раннего возраста;

- чем больше нагрузка на пальчики, чем чаще ребёнок совершает мелкие, точные движения, тем раньше кроха научится говорить;

-  мелкая моторика связана с двигательной, зрительной памятью, координацией. Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность;

-  точные движения пригодятся деткам любого возраста в учёбе, повседневной жизни.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчёркивается педагогами, психологами и другими специалистами и в области дошкольного образования.

          Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь педагогов, специалистов Дома Ребёнка, я смогла добиваться поставленной цели.

          Таким образом, в результате проделанной работы, пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка.

 

Суслова Е.Н. Консультация для родителей Двигательная культура в семье

Двигательная культура в семье.

Консультация для родителей

Суслова Екатерина Николаевна

Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома. Однако во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается телевизору, в лучшем случае «сидячим» играм (мозаика, лото и т.д.) При этом не принимается во внимание, следующее: стать усидчивым ребенок сможет только в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении: дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статикой. Следовательно, одной из главных задач взрослого является организация правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений.

Определены следующие ориентировочные показатели суточной нормы двигательной активности детей: 8-12 тысяч движений в 3-4 года, 13-17,5 тысяч движений в 5-7лет.

Достижения такого уровня ДА ребенка в семье во многом зависит от создания рационального двигательного режима, включающего организованную и самостоятельную двигательную деятельность. К организованной относятся: ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на воздухе и в помещении, а также совместные с родителями прогулки.

Если у вас гиперактивный ребенок:

Он не может сосредоточенно слушать взрослого, четко и до конца выполнять задания различного характера, конфликтный (ломает постройки, мешает играть другим детям). Этим детям свойственна суетливость, вспыльчивость, импульсивность, изменчивость настроения.

Помогите ребенку, дайте ему возможность развить чувство самоконтроля: используйте игры и упражнения средней и низкой интенсивности, которые способствуют удовлетворению потребности в движении и развитию концентрации внимания.

Гиперактивным детям необходимо давать задания на развитие глазомера, силы и точности броска:

- прокатывание мяча (обруча) в воротики,

- метание разных предметов в цель (щит, корзина),

- прокатывание мяча одной рукой между предметами.

Советуем играть с ними в городки, серсо, кольцеброс, бадминтон, футбол, хоккей, теннис.

Парные упражнения формируют чувство ответственности и взаимопомощи. Они могут проводиться из разных исходных положений с использованием пособий - мяча, шнура, ленты, обруча, гимнастической палки.

Если у вас малоподвижный ребенок:

Это дети с низкой двигательной активностью и небольшой выносливостью. Они не уверены в себе и отказываются выполнять сложные двигательные задания, а также участвовать в коллективных играх. Им присуще однообразная спокойная деятельность. У большинства отмечается пассивность, обидчивость, плаксивость, не желание контактировать со своими сверстниками.

Если ваш ребенок относится к этой группе детей, то с ним надо как можно чаще играть, общаться, постепенно вовлекая в более активную деятельность. Необходимо создавать условия, помогающие поверить в свои силы и раскрыть свои возможности. Для этого предлагайте игры и упражнения для развития быстроты, скорости движений и выносливости, на переключение с одного вида деятельности на другой. Вашему ребенку помогут игры: «Прыгни и повернись», «Ударь и догони», «Проведи мяч», «Догони обруч», «Удочка».

Родителям следует позаботиться о создании физкультурно-игровой среды в домашних условиях, необходимо иметь достаточное количество оборудования и пособий для обеспечения благоприятного уровня ДА.

«Высокая двигательная культура в семье – залог полноценного развития ребенка».

 

Воспитатель Паршакова Л.В. Консультация для педагогов Развивающая игра как средство познавательных способностей у детей

Консультация для педагогов

Развивающая игра как средство развития познавательных способностей у детей.

Воспитатель Паршакова Лариса Вячеславовна

Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньшее, а может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо.… В ней, как в зеркале,  отражалась  история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Ещё в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы. Игра возникает в ходе  исторического развития общества в результате изменения места ребёнка в системе общественных отношений.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребёнку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение дошкольников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

В.Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка.… Для него игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это Искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребёнком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны.  Эта специфическая особенность игры несёт в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определённые положительные чувства играющих  детей. В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию.  

Через творчество и игрушки - ребёнок может успешно освоить многие элементы и виды человеческой деятельности. Ребёнок, мало играющий, теряет в своём развитии, так как в игре «ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя».

Можно сказать, что игра – это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребёнку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры.  Возможно,  игра прельщает ребёнка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества.

А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учёбе.

Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребёнка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. «В школьном возрасте,- отмечал он, – игра не умирает, а проникает в отношения действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении, труде…».

Игра как специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребёнка. В дошкольном  и младшем школьном возрасте выделяются три класса игр:

  – игры, возникающие по инициативе ребёнка, – самодеятельные игры;

 – игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

– игры, идущие от исторически сложившихся традиций – этноса это народные игры, которые могут возникать по инициативе взрослого.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами.

Так, в состав первого класса входят: игра-экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры, игры сюжетно-образовательные.

Сюжетно-ролевая, режиссёрская и театрализованная - этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребёнка. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности, значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребёнка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребёнка и содержательным общением с взрослыми.

Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетн